Занабазар и его скульптуры Дхьяни-Будд
Ундур Гэгэн Занабазар – первый Богдо Гэгэн, теократический правитель Монголии XVII века. Он прославился, как духовный лидер, который привел страну к культурному возрождению.
В 1635 году в местности недалеко от монастыря Эрдэнэ-Зуу родился мальчик. Он с детства любил читать и знал наизусть тибетские молитвы. Мальчика считали одаренным и, когда ему исполнилось четыре года, собрание знати провозгласило его Ундур Гэгэном (верховным святым) и посвятило его в духовный сан. Ему присвоили имя Занабазар – в переводе с санскрита «алмаз мудрости».
Источник фото: wikipedia.org, танка Занабазара, выполненная на основе его графического автопортрета.
Занабазар стал одновременно религиозным и светским главой монгольского государства, основал ряд крупных монастырей, развивал дипломатические отношения с Тибетом, Маньчжурией и Россией, занимался творчеством и просвещением народа. Он стал автором нового алфавита – Соёмбо Усэг, первой монгольской письменности, в которой направление письма шло слева направо в отличие от вертикальных систем.
В конце XVII века глава ойратской армии Галдан Бошогт хан был против союза монголов с маньчжурами, подозревая Занабазара в предательстве. В 1688 году войско Бошогта уничтожило несколько монастырей на территории Монголии, в частности Эрдэнэ Зуу. Ундур Гэгэн и его окружение вынуждены были бежать под защиту маньчжурского императора.
В 1723 году Ундур Гэгэн Занабазар умер в Пекине, после 35 лет изгнания, в возрасте 88 лет.
На протяжении всей жизни Ундур Гэгэн стремился превратить Монголию в северный центр мировой буддийской культуры. Его произведения являются важной частью буддийского искусства и культуры, отражают разнообразные художественные традиции, стили и техники.
Одним из главных шедевров его творчества считают 5 скульптур из позолоченной бронзы, изображающих божеств и олицетворяющих разные качества Будды. Фигуры, высотой 70-90 см, вероятно, создавались методом литья по выплавляемым моделям, так как все они – полые.
Пять Дхьяни-Будды или Будды Высшей мудрости помогают умственному осознанию эмоций, преобразованию их в полезные мысли. Невежество может быть трансформировано в великую мудрость, гнев — в ясность, гордость — в открытость, вожделение и жадность — в проницательность, а зависть и ревность — в совершенствование души.
Будда Акшобхья, Источник фото: commons.wikimedia.org/Yastanovog
В целом все скульптуры имеют общие внешние черты, однако, основное отличие – это ритуальное расположение кистей рук, называемое в буддизме «мудра». Так, например, образ Ратнасамбхава представляет собой свободу от гордыни и скупости, и его правая рука развернута в жесте даяния блага. Вайрочана превращает заблуждение в мудрость, и его руки изображают жест вращения колеса учения. Правая рука Акшобхья будто прикасается к земле – такой жест символизирует трансформацию гнева и ненависти в ясность. Амитабха показывает мудру медитации – таким образом, побеждая похоть и жадность. И пятая фигура – Амогхасиддхи, правая рука которого поднята в жесте бесстрашия, олицетворяет освобождение от ревности и страха.
Будда Вайрочана, Источник фото: commons.wikimedia.org/Yastanovog
Историки предполагают, что скульптуры были созданы Занабазаром, когда ему было около 50 лет. Одна фигура хранилась в музее храма Чойджин ламы в Улан-Баторе, а четыре остальных – в музее изобразительного искусства им. Занабазара.
Его шедевры дважды подвергались опасности: первый раз – сразу после его изгнания, а второй – в 30-е годы XX века, когда было разрушено множество монастырей, где хранились его произведения. Однако знаменитые скульптуры удалось сохранить. Некоторые историки называют Занабазаром «монгольским Микеланджело», и на протяжении 300 лет буддисты почитают его как бога, так как созерцание его работ дарит душе мир и покой.
В наших соцсетях все самое интересное!