Монгольское обо — место поклонения духам
Обо (с монг. «овоо» — куча, груда, насыпь) –священные места в культуре монголов, бурят, тувинцев, хакасов и других народов Центральной Азии.
Во времена Чингисхана главной религией в Монголии был шаманизм. По шаманским представлениям на небе обитали высшие божества – Тэнгрии, олицетворяющие различные природные явления. Они делились на 55 добрых – западных и 44 злых – восточных.
Природа считалась единым Божественным храмом, поэтому никаких специальных религиозных помещений шаманисты не строили. Однако существовали места, которые называли «святыми пространствами» или «контактной зоной» между мирами – именно здесь могли обитать духи или божества. Обычно в таких местах устанавливали обо – пирамидально сложенную груду камней, украшенная лентами, около которой проводили обряды и жертвоприношения. В местности, где мало камней, можно встретить обо в виде высокого шалаша из веток.
А иногда встречаются «священные места», сложенные по буддийской космологии, в виде трехуровневой каменной башни-алтаря для приношений и двенадцати малых пирамидальных обо вокруг. Такие сооружения появились после принятия в Монголии буддизма, когда шаманский культ обо был ламаизирован и стал отражать буддийскую космологию.
Обо чаще всего устанавливают около перевалов, на вершинах почитаемых гор, вблизи буддийских храмов. Монголы останавливаются здесь и преподносят дары, чтобы задобрить духов. По древним верованиям именно от них зависит болезнь людей, удача, падёж скота и все бедствия природы. Перед обрядом подношения иногда проводят очищение – поджигают душистые травы. На камень-алтарь, расположенный, как правило, у подножия обо, обязательно кладут еду, а затем читают молитву на монгольском, бурятском или санскрите. Помимо еды также оставляют монеты, пуговицы, лоскутки материи, щепотку табака. Забирать что-либо с такого места не рекомендуется – это равносильно тому, что вы отнимаете что-то у духов.
Традиция обходить «священное место» три раза символизирует выражение уважения ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему.
Кстати, возникновение культа обо также связывают и с Тамерланом. По легенде, во время своих походов с целью завоевания новых земель, он приказывал каждому воину недалеко от места боя положить в общую кучу один камень. На обратном пути все разбирали свои камни, а оставшаяся куча символизировала оставшихся на поле боя, погибших воинов.
В наших соцсетях все самое интересное!