Хотон-монголы: домоседы среди кочевников
В этой статье хочется рассказать об удивительной этнической группе, проживающей преимущественно в сомоне Тариалан Увс аймака к югу от озера Увс-Нур. Ещё некоторое количество хотонов живут в сомонах, соседствующих с сомоном Тариалан — Наранбулаг (Наран-Булак на советских топографических картах) и в административном центре Увс аймака городе Улангом.
История этого немногочисленного (около 10 тысяч человек) народа окутана массой тайн, загадок и легенд. Сами носители культуры, как и зарубежные исследователи, смогут назвать сходу несколько вариантов развития событий. Сначала мы познакомим вас с самой достоверной версией.
Во время правления Галдана Бошогту хана его подданными стали народы Джунгарского государства. В тот период Галдан Бошогту завоевал города восточного Туркестана и Уйгурии, переселяя различные земледельческие народы в новые районы. Согласно преданию, на территории современного Увс аймака в Улаангоме он расселил группу хотонов для обработки земли.
Согласно данным переписи населения 1928 и 1930 годов, количество хотонов значительно возросло по сравнению с предыдущими периодами. В результате реформы административного деления был образован Алтан тээлийн сомон для их проживания. В 1933 году этот сомон получил новое название сомон Тариалан. Считается, что именно эти земли были заселены более трех веков назад тем самым джунгарским ханом.
Существует и другая интересная версия, согласно которой хотоны являются потомками смешанного тюркского населения Синьцзяна, которое было захвачено войсками династии Цин в XVII — первой половине XVIII века.
Первые учёные, обратившие внимание на хотонов, — Потанин и Владимирцов, — познакомились с бытом, языком, легендами и народным эпосом в 1910 гг. XX века. Исследования Владимрцова показали, что хотоны имеют тюркские корни. Он обнаружил более 100 слов тюркского происхождения в их языке. Владимирцов также отметил, что с антропологической точки зрения хотоны имеют сходство с народами восточного Туркестана, и даже их методы земледелия сохраняют черты, характерные для этого региона.
Академик Б. Я. Владимирцов, путешественники и исследователи П. К. Козлов и Б. Б. Барадийн, а также географ и этнограф Г. Н. Потанин в вопросе о происхождении хотонов выделяли кара-киргизский элемент и подчеркивали значительную роль кыргызов в формировании этноса хотонов. Один из ведущих российских тюркологов первой половины XX века, академик А. Н. Самойлович, который также занимался изучением племени хотонов, придерживался аналогичной точки зрения. Он отмечал: «…исходя только из верований хотонов, можно предположить, что в их состав вошли кара-киргизы, восточнотуркестанские сарты и, возможно, казак-киргизы».
Учёный, основываясь на лингвистическом анализе, выделяет кара-киргизский элемент как основополагающий в происхождении хотонов. В качестве доказательства он ссылается на легенду о роде сарыбаш, упомянутую Г. Н. Потаниным, в которой говорится о сорока девицах. А. Н. Самойлович считает, что эта легенда явно имеет кара-киргизские корни. Множество современных исследователей также поддерживают эту точку зрения. В настоящее время монгольские хотоны полностью ассимилировались с монголами, и их язык и обычаи стали монгольскими.
Генетики же выяснили, что данная этно-культурная группа несколько раз проходила через так называемое «бутылочное горлышко», это сигнализирует о том, что произошёл народ от небольшого количества предков-основателей. ДНК-исследования, проведенные монгольскими учеными Ц. Цэрэндаш и Ж. Батсуурь, подтвердили, что 45-50% генофонда хотонцев имеет кыргызское происхождение. Следующей по значимости группой являются уйгуры и узбеки, а доля казахов значительно меньше.
В местах расселения хотонов на конусе выноса реки Хархира еще 300 лет назад были созданы оросительные системы. Этот факт говорит о значительных отличиях в образе жизни от кочевого животноводческого населения, проживающего по соседству. Эти индивидуальные черты народа сохраняются и сегодня.
Хотоны выделяются среди другого местного населения и всех монголов своим антропологическим типом. Несмотря на смешанные браки, у них сохраняются черты памирского типа лица. Ранее у хотонов существовал собственный язык тюркской группы — хотонский язык.
Исторически хотоны исповедовали ислам, однако за века проживания в регионе, где преобладает буддизм и элементы шаманизма, они утратили многие исламские обряды. Вместо этого они восприняли местные традиции, которые не всегда соответствуют исламским учениям. Тем не менее, память о тюркских и мусульманских корнях сохраняется в обрядовой практике.
В наших соцсетях все самое интересное!