Журнал / Все

Особая роль лошади в монгольской культуре

На протяжении тысячелетий человек и лошадь неразрывно связаны в сознании монгольского народа. Это грациозное животное занимает центральное место в культуре и является неотъемлемой частью жизни. В современности связь не ослабла: национальный герб Монголии изображает мчащегося коня.

Существует масса легенд и сказаний, прославляющих многовековую крепкую дружбу лошади и человека, вот названия некоторых из них: «Хохоо Намжилын домог», «Арвагар хээрийн домог», «Гуурьст морьны домог».

С момента объединения монгольских племён в единое государство в XII-XIII веках коневодство и вовсе стало развиваться ударными темпами.

монгольская лошадь
Фото: montsame.mn

Сами монголы говорят, что «монгол без лошади, словно птица без крыльев», ведь роль, которую играют скакуны в быту и культуре очень велика: кони используются для передвижения, перевозки грузов, а также для производства кумыса, мяса и шкур. Это буквально необходимый набор кочевника.

Точная дата возникновения породы монгольских лошадей неизвестна, но учёным удалось выяснить, что искусство верховой езды начало развиваться в степных районах Центральной Азии ещё во втором тысячелетии до нашей эры.

Исследования показывают, что монгольская лошадь стала прародителем многих степных пород. На протяжении веков эта красавица практически не изменилась и, предположительно, осталась такой же, какой была в эпоху Чингисхана.

Вот её основные отличительные черты:

  • Небольшой рост;
  • Морозо-, и жаростойкость (лошади круглый год живут на открытом воздухе, выдерживая температуры от +30 летом и — 40 зимой, пищу добывают самостоятельно);
  • Высокая выносливость, способность к адаптации (без особых усилий проходить под всадником 70-80 км в день, а в однодневных переходах — до 100-120 км).

Традиционно на первый день рождения ребенку дарили жеребенка, а на третий — собственное седло. Когда малышу исполнялось 5 лет, его впервые сажали на коня. Заранее родители тщательно выбирали подходящую лошадь, седло и уздечку. С этого момента начиналось обучение верховой езде, и через год-два ребенок уже мог самостоятельно ездить верхом, пасти скот и участвовать в конных скачках.

монгол на лошади
Фото: montsame.mn

Конская упряжь

Монгольские мастера с давних пор уделяют особое внимание созданию и украшению конской упряжи. Имеет значение национальность, статус, возраст и пол наездника.

Седла в Монголии различаются по способу изготовления, типу, конструкции и декоративным элементам. Они могут быть предназначены как для повседневной езды, так и для торжественных случаев.

Передняя лука монгольского седла немного выше задней, и все его элементы богато декорированы: кожаная поверхность лука украшена серебряными бляхами, стремена имеют чеканку и гравировку, а чепрак и тенек оформлены тиснением и вышивкой. Седла обычно окрашивают в красновато-розовые, красные с коричневыми оттенками, желтоватые и пестрые цвета. Стремена массивные и круглые, так как всадники носят традиционные монгольские сапоги. Седло кладут на кусок войлока и крепко затягивают узкими, чаще всего кожаными подпругами (обычно двумя).

Сёдла изготавливают индивидуально для каждого наездника ещё и потому, что в стране присутствуют различные природные зоны. Например, в высокогорных районах распространены седла с высокими луками для удобства езды в горах, тогда как в степи удобнее использовать более плоские и широкие. На севере, помимо лошадей, также используют оленей, для которых существует особое седло.

Одним из ключевых элементов конной культуры также являются уздечки и недоуздечки. Они могут быть для повседневного использования и для праздников. Обычные уздечки изготавливаются из кожи, тогда как удила для торжества делают из железа, бронзы или латуни и украшаются серебром.

В зависимости от природных условий в разных регионах страны применяются различные дополнительные аксессуары для верховой езды. Например, в горных районах используют уздечки «шигшрэгтэй хазаар», которые издают звуки, чтобы не пугать лошадей во время езды по высоким горам.

Также существует приспособление под названием «худрага», оно помогает седлу оставаться на месте. К седлу предмет крепится с одной стороны, а с другой — к хвосту лошади. Худрага обычно изготавливается из кожи и украшена серебром или другими драгоценными металлами.

Кнуты — обязательный атрибут для верховой езды. Они также бывают разными по своему назначению: для скачек, ежедневного использования и, как ни странно, для праздников. Взрослые и дети пользуются разными видами кнутов. Рукоять кнута изготавливается из дерева, в то время как его конечная часть и брелок — из кожи. Праздничные кнуты обычно больше по размеру и украшены серебром и драгоценными металлами, а дерево может быть из более редких пород, что повышает ценность изделия.

Напиток богов

Лошади веками служат не только для транспортных целей, но и для получения продовольствия из их молока и мяса. Эти продукты обладают высокими питательными свойствами. С древних времён монгольский народ придерживается традиций предков, предпочитая зимой есть мясо, а летом употреблять молочные продукты, включая айраг (кумыс) для очищения организма.

Основой айрага является кобылье молоко, содержащее 40 биологических компонентов, жизненно необходимых человеку: витамины, минеральные вещества, аминокислоты, микроэлементы и ферменты. Поэтому айраг в монгольской традиции был и продуктом питания, и средством лечения. Его широко использовали для лечения цирроза печени, заболеваний суставов, сердечно-сосудистых заболеваний, дыхательной системы, усталости и бессонницы, проблем с шейным отделом позвоночника, желудочно-кишечного тракта, почек, аллергий разного рода, кожных заболеваний и других недугов.

Крепко связанная с родной землёй

Монголы очень ценят лошадей и дарят их только уважаемым людям. Для них лошадь — это верный друг и надежный помощник, отличающийся скромным характером, выносливостью и умом. А также прекрасно ориентирующийся на сложной местности и в степи.

Ещё лошади сильно привязаны к своему окружению. Известны истории, когда монгольская лошадь, оказавшись вдали от родины, возвращается обратно, несмотря на все преграды. В качестве примера обычно приводят рассказ Джеймса Олдрижа «Удивительный монгол», основанный на реальных событиях, где лошадь Пржевальского из монгольской Гоби совершает путешествие в Англию и возвращается через Францию, Италию, Венгрию и Россию.

Также зафиксирован необычный случай из 1960-х годов, когда черный жеребец, отправленный во Вьетнам в качестве подарка, вернулся на родину к своему хозяину спустя два года.

Существует даже пословица: «монгольская лошадь без Монголии — как небо без солнца». Поэтому среди монголов не принято изменять путь бегущей лошади, чтобы позволить ей вернуться домой.

В наших соцсетях все самое интересное!

Ссылка на vk
Вам может понравиться