Недельное путешествие на квадроциклах вокруг озера Хубсугул
Своим опытом поездки в Монголию с нами поделился профессиональный путешественник, Член «Русского географического общества», организатор туров и мероприятий, автор книги «Приключения, эмоции, жизнь. Дневник путешественника», Михаил Петров:
«В целом наша команда состояла из 14 человек: двоих детей (девочки 7 и 10 лет), двух девушек 17 и 19 лет, трех взрослых девушек и семи мужчин разного возраста, младшему из которых было 14. Единиц техники получилось: 5 квадроциклов, 1 багги, телега «Автоном-38» и одна совсем маленькая тележка.
День 1
День отъезда. Маршрут на машинах лежал от Иркутска до поселка Монды. Там на территории гостевого дома должны выгрузить наших внедорожных коней, переночевать, а утром на квадроциклах в полной готовности отправиться на границу с Монголией.
В Мондах расположились в местной гостинице. Самое главное здесь — большая парковка, где можно оставить на длительный срок машины с телегами, а в остальном нам было все равно где и как ночевать.
День 2
В 10 утра мы были на границе с Монголией. Границу проходили пять часов. Очередь. Июль — самый активный туристический месяц в Монголии. Перед поселком Ханх нас встретил мой монгольский друг Баярхуу, у которого мы должны пообедать и немножко отдохнуть. С этого места начнется отсчет нашего путешествия. Заехали по пути в местный банк и обменяли 40 тысяч рублей на монгольские деньги и знаете, мы стали миллионерами. Потом спешно собрались и двинулись в путь по часовой стрелке вокруг Хубсугула. Баярхуу сказал, что правильно именно так, что тогда все монгольские духи будут нам благоволить. На момент старта было часов пять вечера. Решили добраться до темноты и поставить лагерь. Путь наш длился недолго, около двух часов. Увидев уютную бухточку, осмотрели ее и решили заночевать здесь.
День 3
Проснулись часов в 11. Первый самостоятельный день проходил в весьма расслабленном темпе — никто никуда не торопился. Кто-то отлеживался после бурной ночи, кто-то просто сидел на берегу, любуясь бирюзовым горизонтом Хубсугула, кто-то бродил по округе… В итоге неспешно собрали лагерь и часам к трем выдвинулись по заданному маршруту. Маршрут проходил по самому берегу озера, порой уходя в степи и леса. Удивлял нас своими пейзажами, нетронутыми землями и полным отсутствием людей.
Следующую ночевку запланировали в Хатгале — крупном населенном пункте на юге озера, а до него еще нужно было добраться и найти ночлег. В палатках в этот раз решили не ночевать.
Ехали целый день, с остановками в понравившихся местах для фото, на обед или перекус, так что до Хатгала в тот день так и не доехали. Уже почти в сумерках встали на берегу для ночлега. Бить лагерь под проливным дождем — занятие, скажу вам, не из приятных. Бензопилой быстро заготовили дрова из вальника, и с помощью бензина и пустой консервной банки разожгли костер.
Путешественникам на заметку, кто не знает. Если идет проливной дождь и все дрова сырые, а вам необходимо развести костер, то нужно взять пустую банку, например из-под тушенки, налить в нее бензин (если есть в наличии), поставить под сырые дрова и поджечь. Гореть будет долго, так как горит не сам бензин, а его пары. Этой банки будет достаточно, чтобы высушить дрова и разжечь хороший костер.
День 4
В этот день мы преодолели довольно большой участок бескрайней степи, не раз застревали в грязи, ломались, ремонтировались и двигались дальше на юг озера Хубсугул, оставляя за спиной огромные стада баранов. Наткнулись на очень интересное место: огромные валуны разбросаны по степи, как будто их нес великан и случайно обронил. Увидели юрты, поехали к ним напрямик. Там оказалась не степь, а болотные кочки. Квадроциклы превратились в идущих рысью коней, и если ты не привставал и не пружинил на ногах, то можно было с легкостью вытряхнуть мозги! В юртах не было места, чтобы разместить всех, и мы «поскакали» дальше. Дождь к этому времени закончился, а вместе с ним закончился и бензин у некоторых участников пробега. Двух гонцов отправили в Хатгал за бензином.
Прождали мы, наверное, часа два, прежде чем добытчики бензина присоединились к завершению вечеринки. Как говорится, смеркалось, и мы уже все вместе отправились в Хатгал. Дорога в поселке была очень пыльной и пустынной. Только изредка встречались старинные машинки и мотоциклы китайского производства. Снова увидели юрты. Эти соответствовали нашим запросам — здесь было место для всех. Хозяин жилья приготовил нам бухлер из баранины. Очередная рюмка под горячее дала понять, что все изрядно устали и подмерзли из-за дневного ливня… В скором времени разошлись по своим «номерам», необходимо было просушить вещи и как следует выспаться, больше ночевок в юртах не предвиделось. Звездная ночь дарила надежду на хорошую погоду.
День 5
Утром и впрямь светило солнце. Нужно было пополнить запасы бензина. На этом маршруте есть всего два места, где можно пополнить баки каким-никаким, но бензином: Хатгал, где полноценная, привычная нашему глазу автозаправка и даже есть 95-й, и в Рэйченлкхумбе. Здесь плачевнее: три колонки стоят почти в чистом поле; кассира или заправщика для начала нужно поискать, он где-то прячется; бензин только 92-й и 80-й. Все, больше на маршруте в 620 километров заправок не будет. Оставив Хатгал позади, мы ехали по юго-западному борту Хубсугула. Эта часть озера представляет самую развитую его часть. Так как сюда идет дорога из Улан-Батора, основная масса всех приличных и даже очень дорогих турбаз сосредоточена именно здесь. Турбазы в монгольском стиле стоят вдоль асфальтированной дороги, на которой через каждые 20 метров — лежачие полицейские. Ехать по этой стиральной доске, скажу вам, очень неприятно. По другую сторону дороги — берег с коротенькой травкой, иногда попадается песок. Полоса с турбазами растянулась километров на 40. Преодолев еще с десяток, выехали на распутье. Шел дождь, время далеко за полдень.
Позвонили товарищам, кто уже ходил этим маршрутом. Дальше ехать нужно было через топи и болота, только товарищи наши ходили по этому отрезку в сухую погоду, а не после недели проливных дождей. Возникла дилемма: ехать или повернуть обратно. Взвесив все за и против, решили двигаться вперед, а там как Бог даст.
На всякий случай двигались цепочкой, растянувшись метров на 30. Я ехал первым. Вдруг почувствовал, что почва пошла волной. Передние колеса квадрика порвали верхний слой дерна, и я медленно стал проваливаться в черную жижу. Около девяти выехали на берег озера. Нашли место под стоянку, натянули незаменимый тент, и каждый занялся своим делом по обустройству лагеря.
День 6
Утро порадовало солнцем и голубым небом, как бы говоря: быстро сушите вещи, приводите все в порядок и дуйте дальше, а то погодное окно скоро закроется! Так хотелось ничего не делать, а просто посидеть или полежать на солнышке и никуда не торопиться, но, увы, нужно ехать. Мы мчались по степи, оставляя за собой десятки километров. Ехали дружно и весело, пока не уперлись в первый непонятный брод с очень быстрым течением. Броды все время нужно проходить с максимальной бдительностью и осторожностью, так как всегда есть вероятность застрять на подводных камнях, а это может быть чревато в условиях глубины и сильного течения. За этим бродом последовало множество других — сложных и не очень. Через пару километров ландшафт резко изменился, вдруг появились огромные отвесные скалы, вдоль которых бежали бурлящие реки, полные хариуса и ленка. Подъехали к последнему населенному пункту — Рэйнчилкхумбе. Поселок представлял собой аккуратно построенные в ряд домики и две, а может, и четыре перекрестные улицы. Здесь можно последний раз заправиться, пусть и 92-м бензином. Проехали километров 30–50. Время близилось к вечеру, нужно вставать на ночлег. Нашли небольшую речку. Бьем лагерь.
День 7
Наш путь долго проходил по лесу, вдалеке от озера. Пройдя значительное количество километров, мы заехали на огромную поляну и не сразу поняли, что попали в другой промежуток времени — в наше прошлое. Как будто проехали через временной портал и оказались годах, наверное, в восьмидесятых. Нашему взору предстал целый палаточный лагерь. Они были сплошь брезентовыми, как в советские времена (помните?) Почти возле каждой стояли такие машины, как «ГАЗ-66», «УАЗ», «УРАЛ». Ходило множество людей — мужчины, женщины, дети. Это место, как выяснилось позже, называется «Аршан». Здесь есть полезные природные источники, и монголы приезжают сюда отдохнуть и подлечиться. Сделали небольшую остановку и поехали дальше. Дорога на этом участке была ужасная: большие острые камни, местами жидкая грязь, вздыбленные корни деревьев, торчащие из-под земли, крутые подъемы и спуски.
Дорога уходила вверх, набирая все более крутой градус. Восторженные, мы остановились запечатлеть это великолепие природы. В такие моменты всегда испытываю чувство счастья и полного душевного спокойствия. Монголия не прекращала удивлять и радовать разнообразием ландшафта. На подъем ушло несколько часов. До стелы с флажками и с фиксацией на альтиметре высоты в 2500 метров над уровнем моря мы добрались уже часам к семи вечера. Светового времени оставалось немного, а впереди ожидал один из самых сложных участков на этом маршруте. Общее фото — и немедля дальше по перевалу. Уперлись в промежуток дороги, состоящий из огромных валунов зеленоватого цвета. Такое характерно для камней, которые находятся на высотах свыше двух тысяч метров. Двигались очень медленно и аккуратно. Сумерки быстро поглощали нас и перевал, мы по-прежнему находились на высоте 2500. Наступила ночь, а мы продолжали двигаться монотонно и медленно. Дорога ужасная — большие и глубокие рытвины с грязью и водой, огромные камни, которые приходилось постоянно объезжать. На сегодняшний ходовой день решили встать на прикол. Надо бы ну хоть немножко перекусить и поспать. Палатки решили не ставить, чтобы не терять времени. Поставили одну для детей, уложили их спать.
День 8
В 04:45 мне на лицо, торчавшее из-под тента, плюхнулись жирные капли дождя. Чем-то перекусили, собрали вещи и двинулись дальше. В этот световой день мы должны доехать до посёлка Ханх, а потом сразу на границу. Впереди заблестела река. Подъехав поближе поняли, что это то самое место, где должны водиться и ленок, и хариус. Два часа пролетели как один миг. Не передать словами, как было горестно покидать это место, очень уж хотелось разбить здесь лагерь и отвести душу по рыбалке. За два часа улов получился хороший: добрых хвостов двадцать лежали в пакете. Наши «кони» взревели и уже без остановок помчались к линии финиша, чтобы замкнуть круг в обход Хубсугула. Финишной линией была гостеприимная турбаза нашего монгольского друга Баярхуу.
— Ну как съездили? — спросил проверяющий нас пограничник.
— Съездили просто бомба, — в один голос сказали мы…
До свидания, прекрасная Монголия, мы еще вернемся…»
Все фото материалы использованы с сайта MIKSAN ADVENTURES
В наших соцсетях все самое интересное!