Памятник монголоязычным народам на востоке Монголии
В восточном аймаке, в городе Чойбалсан установлен монумент, который представляет собой фигуры людей, одетых в национальные костюмы. Четыре мужчины и четыре женщины расходятся от центра по сторонам света. Это образы монголоязычных народов, проживающих в аймаке Дорнод: буряты, халха-монголы, харачины и баргуты. Пары застыли в позах приветствия гостей по своим национальным традициям и обычаям.
Этноним «буряад» в раннюю эпоху на территории Прибайкалья встречается лишь в «Сокровенном сказании монголов». По мнению исследователей, под этим этнонимом первоначально было известно племя булагатов. С бурятского «булагат» переводится как «соболь», так как племя славилось охотой на этого зверька.
Название халх в переводе близко к «щит», «прикрытие» и «заслон». В период с конца XIV по XVI вв. этот народ населял северо-западные окраины территории восточных монголов и потому местных ассоциировали с защитой или щитом на границе.
Во времена империи Юань харачины получили свое название благодаря своему роду занятий. Их мужчины были табунщиками, а женщины — доярками табуна Хубилай хана. Почти все животные в табуне были вороной масти или «хара» («черный»), особенно кобылы. Поэтому этих людей и стали называть «харчин» или табунщики черных кобыл.
А этноним «баргут» происходит от слова «баргу», означающего «окраина», «глушь». Местность, расположенная к востоку от озера Байкал, где проживали баргуты, в средневековых монгольских летописях носила название Баргуджин-Токум — «окраинная, пограничная земля» (т. е., возможно, земля, где кончается граница монгольского мира), или «земля баргутов».
В наших соцсетях все самое интересное!